Педагог и теоретик
Проект «Сад». Епиходов — Борис Баженов. Создатель костюмов: Юрий Хариков. Фотограф: Андрей Безукладников. 1992
САД. Сентябрь 1995. Фотограф: Кен Рейнольдс
Проект «Сад». Аня — Инна Колосова. Симеонов-Пищик — Сергей Корягин. Создатель костюмов: Юрий Хариков. Фотограф: Андрей Безукладников. 1992
САД. Сентябрь 1995. Фотограф: Кен Рейнольдс
Проект «Сад». Яша — Александр Дулерайн. Создатель костюмов: Юрий Хариков. Фотограф: Андрей Безукладников. 1992
САД. Сентябрь 1995. Фотограф: Кен Рейнольдс
САД. Сентябрь 1995. Фотограф: Кен Рейнольдс
Спектакль «Золотой осёл». Композиция «Мохнатая». 2016. Фотограф: Андрей Безукладников
Спектакль «Золотой осёл». Композиция «Город». 2016. Фотограф: Андрей Безукладников
Спектакль «Золотой осёл». Композиция «Белая». 2016. Фотограф: Андрей Безукладников
Спектакль «Золотой осёл». Композиция «Город». 2016. Фотограф: Андрей Безукладников
«Орфические игры. Панк-макраме». 2018. Фотограф: Андрей Безукладников
«Орфические игры. Панк-макраме». 2018. Фотограф: Андрей Безукладников
«Орфические игры. Панк-макраме». 2018. Фотограф: Андрей Безукладников
«Орфические игры. Панк-макраме». 2018. Фотограф: Андрей Безукладников
«МИР РИМ. Дорога. День 12». 2022. Фотограф: Андрей Безукладников
«МИР РИМ. Элизиум. День 18». 2022. Фотограф: Андрей Безукладников
«МИР РИМ. Элизиум. День 19». 2022. Фотограф: Андрей Безукладников
«МИР РИМ. Элизиум. День 20». 2022. Фотограф: Андрей Безукладников
В 1988 году Борис Юхананов создал Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР), независимую образовательную организацию с целью преподавания режиссуры как универсальной профессии. В центре образовательной методики — практика режиссуры с первого дня обучения в Мастерской и раскрытие потенциала каждого из участников.
Первым значительным проектом, выросшим из МИРа, стал «Сад» (1990-2001) — постоянно развивающийся театральный проект по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Этот проект не только демонстрировал новаторский подход к классическому материалу, но и стал международным феноменом, успешно представленным на фестивале Михаила Чехова в Лондоне в 1994 году и Fringe Festival в Эдинбурге в 1995 году.
С 1988 года в Мастерской состоялось уже семь наборов -- около 800 выпускников. Каждый МИР завершается масштабным проектом, объединяющим режиссерские работы студентов, собранные за время их обучения. В МИР-3 (1995-1998) это был спектакль «Здравствуй и прощай; Дон Жуан», в МИР-4 (2016) — «Золотой осел»; в МИР-5 (2018) — «Орфические игры. Панк-макраме».
В октябре 2022 года состоялась премьера спектакля-проекта «МИР РИМ», который стал результатом работы с МИР-6. Этот масштабный новопроцессуальный проект основан на «римских трагедиях» Шекспира: «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Тит Андроник» и «Кориолан». Он объединил в себе 21 спектакль, разделенный на три части: «Подмостки» (11 вечеров), «Дорога» (4 вечера) и «Элизиум» (6 вечеров), создавая уникальное театральное пространство для исследования и взаимодействия между классическим текстом и его современной интерпретацией.
В проекте было задействовано 120 участников, включая выпускников МИР и художников Школы дизайна НИУ ВШЭ под руководством Анастасии Нефёдовой. Борис Юхананов и художник Иван Кочкарёв сочинили композицию, собирающую воедино 21 постановку в масштабный мультидисциплинарный проект, где классические произведения воспринимаются как живой материал для современных театральных экспериментов и исследований.
Через МИР Юхананов раскрыл своё видение режиссуры как мультидисциплинарного искусства, интегрирующего различные формы творчества — от живописи и музыки до кино и перформанса. Этот подход не только обогатил театральное искусство новыми формами и идеями, но и предоставил молодым артистам и режиссёрам пространство для экспериментов и самовыражения, делая упор на индивидуальный творческий поиск и развитие.
Мастерская индивидуальной режиссуры под руководством Юхананова стала важным центром культурной и образовательной жизни, влияя на формирование нового поколения режиссёров и теоретиков искусства в России и за её пределами, вдохновляя и мотивируя новые творческие исследования и эксперименты в искусстве.