Борис Юхананов. Фотограф: Олимпия Орлова
Борис Юхананов. 1976. Фотограф: Виктор Мануковский

Борис Юхананов

Борис Юрьевич Юхананов — российский режиссер, практик и теоретик в области театра, видео, кино и телевидения; поэт, автор критических и культурологических статей, в 80-х — 90-х годах деятель театрального андеграунда, один из основателей кинематографического движения «параллельное кино» в России, художественный руководитель Электротеатра Станиславский.

Родился 30 сентября 1957 года в Москве.

Окончил Воронежский институт искусств по специальности «актер театра и кино» (1979) и ГИТИС по специальности «режиссер драмы» в мастерской Анатолия Эфроса и Анатолия Васильева (1986). Во время учебы в ГИТИСе работал ассистентом режиссера в спектакле Анатолия Эфроса «Буря» по У. Шекспиру (1983) и в спектакле Анатолия Васильева «Серсо» по пьесе Виктора Славкина (Театр драмы и комедии на Таганке, 1983–1985).

Персональный сайт Бориса Юхананова

Театральный инноватор

В 1985 году Борис Юхананов основал «Театр Театр» — первую в СССР независимую театральную группу, состоящую из актеров, музыкантов и художников, среди которых Никита Михайловский, Лариса Бородина, Евгений Чорба, группа «Оберманекен» (Евгений Калачёв, Анжей Захарищев-Брауш), художники Иван Кочкарёв, Юрий Хариков, Евгений Юфит и др. Это стало значимым событием в культурной жизни того времени, отражающим стремление Юхананова к экспериментам и новаторству в театральном искусстве. «Театр Театр» не просто выходил за рамки традиционного театра, но и активно исследовал пересечение различных видов искусств, включая живопись, музыку, кино и перформативные практики, что впоследствии стало фундаментальным принципом для всей деятельности Юхананова. «Театр Театр» привлек внимание не только зрителей, но и профессионального сообщества, благодаря своей открытости к экспериментам и непреклонному стремлению к инновациям.

В «Театре Театре» рождается новая форма. Идея игровой сцены, эпизода как вариации внутри разбора, внутри структуры становится одной из важнейших в работе «Театра Театра». В спектаклях «Мизантроп», «Хохороны», «Мон Репо» Юхананов «приучает» актеров к подвижной мизансцене, в которой определены правила соотношения фигур. Это соотношение заключено в формуле: спонтанность и структурирование — спонтанные работы уходили в жесткую структуру, при которой вариативность сохранялась. Эта техника проявится и будет развита в дальнейшем в его новомистериальных проектах 90-х годов, в новом для театральной режиссуры подходе к спектаклю, как проекту, запущенному в эволюцию, что позволит Юхананову в 90-е годы разработать теорию новоуниверсального новомистериального проектирования, которая станет основой его методологии новопроцессуального театра.

Самым известным спектаклем «Театра Театра» становится спектакль о рок-музыкантах по пьесе Алексея Шипенко «Наблюдатель», поставленный в театре «Школа драматического искусства» и зафиксировавший опыт театрального романа о поколении 80-х.

Основание «Театра Театра» является ключевым моментом в биографии Юхананова, отражающим его стремление к свободе творческого выражения и нестандартному подходу к театральному искусству. Этот период подчеркивает его важность как театрального инноватора, чьи идеи и проекты продолжают вдохновлять новые поколения артистов и режиссеров.

Художник-революционер

Борис Юхананов зарекомендовал себя как художник-революционер, играя ключевую роль в художественном андеграунде середины 1980-х годов и активно участвуя в движении «параллельное кино». Это направление, ставшее ответом на официальное советское кино, получило широкое признание под брендом СИНЕ ФАНТОМ. Деятельность СИНЕ ФАНТОМ включала создание независимых фильмов, которые быстро нашли отклик в международном киносообществе, демонстрируясь на зарубежных и отечественных кинофестивалях. Кроме того, Юхананов и его коллеги издавали одноименный журнал СИНЕ ФАНТОМ, оказавший значительное влияние на независимую культуру 80-90-х годов XX века.

Борис Юхананов автор фильмов: «Видеороман в 1000 кассет. Сумасшедший принц» (1986–1993), «Неуправляемый ни для кого» (1995), «Да! Дауны...» (1997), «Назидание» (2017) и других. Автор теории видеорежиссуры, опубликованной в нескольких статьях ("У тебя в руках твоя голова" (1986), "Фатальный монтаж" (1989) и др.). Юхананов автор теории новопроцессуального искусства, которую он на протяжении нескольких десятилетий как методологическую практику использует в постановочной и педагогической работе.

Период "Театра Театра" и создание видеоромана в каком-то смысле определил весь последующий творческий путь Юхананова -- стремление к постоянному развитию и художественным инновациям, желание исследовать и расширять границы искусства за пределами традиционных подходов.

Педагог и теоретик

В 1988 году Борис Юхананов создал Мастерскую индивидуальной режиссуры (МИР), независимую образовательную организацию с целью преподавания режиссуры как универсальной профессии. В центре образовательной методики — практика режиссуры с первого дня обучения в Мастерской и раскрытие потенциала каждого из участников.

Первым значительным проектом, выросшим из МИРа, стал «Сад» (1990-2001) — постоянно развивающийся театральный проект по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад». Этот проект не только демонстрировал новаторский подход к классическому материалу, но и стал международным феноменом, успешно представленным на фестивале Михаила Чехова в Лондоне в 1994 году и Fringe Festival в Эдинбурге в 1995 году.

С 1988 года в Мастерской состоялось уже семь наборов -- около 800 выпускников. Каждый МИР завершается масштабным проектом, объединяющим режиссерские работы студентов, собранные за время их обучения. В МИР-3 (1995-1998) это был спектакль «Здравствуй и прощай; Дон Жуан», в МИР-4 (2016) — «Золотой осел»; в МИР-5 (2018) — «Орфические игры. Панк-макраме».

В октябре 2022 года состоялась премьера спектакля-проекта «МИР РИМ», который стал результатом работы с МИР-6. Этот масштабный новопроцессуальный проект основан на «римских трагедиях» Шекспира: «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра», «Тит Андроник» и «Кориолан». Он объединил в себе 21 спектакль, разделенный на три части: «Подмостки» (11 вечеров), «Дорога» (4 вечера) и «Элизиум» (6 вечеров), создавая уникальное театральное пространство для исследования и взаимодействия между классическим текстом и его современной интерпретацией.

В проекте было задействовано 120 участников, включая выпускников МИР и художников Школы дизайна НИУ ВШЭ под руководством Анастасии Нефёдовой. Борис Юхананов и художник Иван Кочкарёв сочинили композицию, собирающую воедино 21 постановку в масштабный мультидисциплинарный проект, где классические произведения воспринимаются как живой материал для современных театральных экспериментов и исследований.

Через МИР Юхананов раскрыл своё видение режиссуры как мультидисциплинарного искусства, интегрирующего различные формы творчества — от живописи и музыки до кино и перформанса. Этот подход не только обогатил театральное искусство новыми формами и идеями, но и предоставил молодым артистам и режиссёрам пространство для экспериментов и самовыражения, делая упор на индивидуальный творческий поиск и развитие.

Мастерская индивидуальной режиссуры под руководством Юхананова стала важным центром культурной и образовательной жизни, влияя на формирование нового поколения режиссёров и теоретиков искусства в России и за её пределами, вдохновляя и мотивируя новые творческие исследования и эксперименты в искусстве.

Эпоха Электротеатра

В 2013 году Борис Юхананов возглавил Московский драматический театр имени К.С. Станиславского, представив проект, победивший в открытом творческом конкурсе. Юхананов полностью перестроил здание на Тверской, отнесясь с особым вниманием к сохранению исторического наследия и архитектурных особенностей. Театр был переименован в Электротеатр Станиславский и открыт в январе 2015 года.

Электротеатром стала создаваться новая страница в московской театральной жизни. Юхананов пригласил к сотрудничеству европейских мастеров разных направлений, таких как Теодорос Терзопулос, Ромео Кастеллуччи, Хайнер Гёббельс, открывая российскому зрителю горизонты перформативного искусства. С момента открытия Электротеатр выпустил более 45 премьер, в том числе пятидневный оперный сериал «Сверлийцы», трёхдневную «Синюю птицу» по Морису Метерлинку и совместный с Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР-5) проект «Орфические игры. Панк-макраме», где соединились театр, современная музыка и изобразительное искусство.

Особое внимание Юхананов уделил интеграции современной музыки и театрального искусства, работая с композиторами Дмитрием Курляндским, Александром Белоусовым,  Владимиром Горлинским, Кириллом Широковым, Федором Софроновым для создания уникальной акустической среды, с помощью которой зрители могли испытать новые формы взаимодействия с театральным пространством.

Электротеатр Станиславский под руководством Бориса Юхананова стал значимым событием в истории современного российского театра, отмеченным поиском новых форм и методов взаимодействия с аудиторией, экспериментами на стыке различных видов искусств и созданием уникального театрального пространства, открытого для новаторских идей и экспериментальных проектов.

Мировое признание

С конца 80-х годов фильмы и спектакли Бориса Юхананова становились участниками зарубежных фестивалей и конкурсных смотров. Премьера спектакля "Наблюдатель" состоялась в Берлине в 1988 году, спектакль-проект "Сад" гастролировал в Великобритании в 90-х. В 2017 году фильм «Назидание» был представлен широкому зрителю в рамках 70-го международного кинофестиваля в Локарно (Швейцария). В июне того же 2017 года состоялась премьера оперы «Октавия. Трепанация», которая стала совместным проектом Электротеатра и Holland Festival, и получила высокую оценку критиков и зрителей. Спектакль затем был показан на различных площадках мира, в том числе на сцене исторического Teatro Olimpico в Виченце (Италия), где сценографически была обыграна уникальная архитектура театрального здания, спроектированного Андреа Палладио в XVI веке. Опера засвидетельствовала особую режиссерскую манеру Юхананова, сочетающую глубокие исторические и философские исследования с инновационным музыкальным оформлением. Для либретто Юхананов использовал фрагменты пьесы Сенеки об императоре Нероне и эссе Льва Троцкого о Ленине, а композитор Дмитрий Курляндский создал музыкальную партитуру, основанную на социалистических гимнах и записях речей Ленина. Это произведение стало примером синтеза искусств, демонстрируя сложное переплетение исторического контекста и современной музыкальной интерпретации.

В сентябре 2021 года в Котбусе (Германия) прошла премьера еще одного международного проекта -- спектакля «Катабасис. Бесы» по мотивам романа Ф. М. Достоевского «Бесы», где были задействованы немецкие актеры. Проект «Катабасис. Бесы» начался в период пандемии весной 2020 года с инсталляции «Чемоданы Бориса Юхананова» и стал частью широкомасштабного проекта, объединяющего театральное искусство с современными технологиями, в том числе с использованием нейросети в качестве одного из «авторов» постановки. Эта работа отражает стремление Юхананова к инновациям и экспериментам на стыке разных культур и технологий.

В Москве, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Вильнюсе, Виченце и других городах Борис Юхананов поставил более 70 спектаклей.

Новые горизонты

В новом творческом измерении Бориса Юхананова — знаменательные проекты, расширяющие границы театрального и кинематографического искусства. Один из таких проектов — фильм «Безумный ангел Пиноккио», вышедший в прокат в феврале 2024 года. Этот фильм, снятый оператором Александром Ильховским на основе двух спектаклей «Пиноккио. Лес» и «Пиноккио. Театр», превращает знакомую сказку в философское фэнтези. Юхананов и Ильховский создали кинотриптих, который, сохраняя смысл и нюансы спектакля, переводит его эстетику на киноязык, предлагая зрителям магический опыт погружения в наивную и одновременно сложную реальность, символизирующую путь ангелической души через миры, где человеческое вытеснено нечеловеческим.

В актуальном времени Борис Юхананов в театре продолжает работать с современными композиторами: в декабре 2022 года в Электротеатре состоялась премьера оперного проекта "Нонсенсорики Дримса". А в Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР-7) он работает над новым проектом "Кафка в Афинах", в основе которого романы Франца Кафки и пьесы античных трагиков Еврипида, Софокла и Эсхила.

Войдите в МИР

Адрес электронной почты
Мы используем cookies для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на кнопку «Соглашаюсь», вы соглашаетесь с нашей политикой использования персональных данных и cookies в соответствии с Политикой о персональных данных. Вы можете прочитать нашу политику здесь.
Соглашаюсь