Основой для кинодиптиха Бориса Юхананова стал спектакль проект "МИР РИМ", родившийся в рамках образовательной программы седьмого набора Мастерской индивидуальной режиссуры.
Здесь мы делимся отзывами наших выпускников разных лет о фильме "Интегральное исчисление".
Андрей Сильвестров, режиссер, продюсер, выпускник МИР-2:
Вторая часть, конечно, грандиозно раскрывает первую, и тексты Арто, и Мытищи, и Шекспир с Данте — все становится равно друг другу перед лицом грустного цифрового кролика. Это грандиозный реквием, с невероятной грустью переживающий настоящее, безжалостно без всякой надежды. И потому дающий силы. По крайней мере так отозвалось в моей душе. Спасибо и поздравляю!
Клим Козинский, режиссер, продюсер, сценарист, выпускник МИР-4:
Почему-то во время просмотра фильма я вспоминал в связи с «Черным квадратом» и трещинами, которые в нем сформировались, Дэмиана Херста. И его скульптуры, которые 30 лет настаивались на дне океана. Как будто способ организации материала в фильме сродни способу апроприации реальностью искусственных сооружений. Но если трещины в квадрате – это просто метафора, а Херст – это в общем миметический концепт, то «Интегральное исчисление» – это обнаружение образа реальности и процессов разложения, и образований в самом теле искусственных конструкций. И мне это показалось чем-то очень особенным и в общем-то не имеющим аналогов, по крайней мере я не встречал.
Елена Нодель, режиссер, участница спектакля-проекта "МИР РИМ", выпускница МИР-6:
В прошлую субботу 19 октября в Каро на Новом Арбате произошла грандиозная премьера фильма Бориса Юхананова «Интегральное исчисление». Фильм состоит из двух частей «Узоры Интеграла» и «Гелиогабал». Я смотрела, не отрываясь и полностью погружаясь в происходящее на экране, все 4 часа и 53 минуты, которые длится фильм. И дело было не только в том, что он создан по спектаклю «Мир Рим», в котором я и мои друзья – участники Мастерской Индивидуальной Режиссуры приняли участие, а ещё и в том, что получилось совершенно завораживающее, необыкновенно красивое и наполненное смыслами зрелище. Если делиться здесь всеми мыслями и ощущениями, которые возникли во время просмотра – то это будет десять огромных постов. Поэтому закруглюсь и лишь добавлю, как счастлива, что моя песня звучит в финале одного из этих фильмов и что я вновь увидела родные лица и насладилась их игрой.
Влад Скрипко, звукорежиссер, участник проекта-спектакля "МИР РИМ", выпускник МИР-6:
Что происходит с Интегралом?
«Игры Интеграла с самим собой» – называемая, открытая часть того, что можно было бы назвать нарративом; рамка, сквозь которую зрителю предлагается смотреть Диптих Бориса Юрьевича.
Мы видим, как Интеграл готовит свои «игрушки», из какого материала и с помощью каких инструментов он приходит к исполнению «необходимого уровня апробации».
Всё, что проиходит внутри рамки «игр с самим собой», очень интересно, и кажется, что понятно.
Я счастлив иметь возможность заблуждаться/иметь убеждение, что в этом произведении есть область неназываемого нарратива. Я не могу чётко сказать «Это то-то, там-то и про это, вот так». Я могу поделиться своими размышлениями, надеюсь, они покажутся вам интересными. Или по-другому: «У меня есть мысль, сейчас я буду притягивать факты».
Я где-то слышал фразу, что предметом фильма является изменяющаяся судьба человека, но для меня «Интегральное исчисление» не про человека, он про Интеграл, про изменяющуюся судьбу Космического корабля, несущегося сквозь им созданную патавселенную.
Ко всему этому размышлению меня подтолкнул фрагмент графики из первого фильма, который начинается в момент, когда Интеграл улетает в Звездное Небо Чёрного Квадрата. Этот фрагмент графики не похож на любую другую графику Диптиха, ничего подобного во втором фильме не появляется. Этот фрагмент в моём сознании рифмуется с фрагментом из сериала Дэвида Линча «Твин Пикс», 3х08.В абстрактной графике мое мышление возбуждает момент, когда из головы зайца появляется голова зайца, Космический корабль раздваивается, рождает самого себя. (В свете этой мысли выражение «играть с самим собой» приобретает более глубокий смысл, а точнее – второй).
«Спокойной ночи, малыши» из сцены диалога Цезаря и Антония, играющая как бы в другом пространстве, когда нас переносят в сцену «Цезарь выйдет!» – факт, который я притягиваю к мысли, что Интеграл раздваивается.
Во втором фильме на Звёздном Небе Чёрного Квадрата мы увидели множество сфер-патавселенных, в каждой из которых существует свой Космический Корабль, но это уже не Космические Корабли-Интеграл, а Космические Корабли Интеграла. Он исчезает оказываясь везде.
Корабль-Хищник, Корабль-Зайчик, кусаются оба.
Как сказала моя знакомая кинопродюсер, которую я приглашал на премьеру, слышавшая только мои слова о путешествии в МИР-6: «Очень здорово, что в мире, в нашей стране есть еще такое кино, оно рассчитано на интеллектуального зрителя. Это и хорошо и плохо».
Не претендуя на интеллектуальность, хочу сказать, что этот фильм, если бы была такая возможность, я бы пересматривал, потому что для меня «Интегральное исчесление» – Клондайк смыслов. «Сложнейший, уникальный по составу целительный заряд, который никакой Кашпировский не мог бы обеспечить. Целительное зрелище за копейки».