Словарь «Мастерской индивидуальной режиссуры»

Каждой театральной школе характерно создание собственной терминологии. Мы создали актуальный словарь Мастерской и будем вас знакомить с основными понятиями.

Новая процессуальность — авторская методология Бориса Юхананова, в основе которой идея преодоления художественного произведения как закрытой и законченной структуры. Таким образом, спектакль, например, обретает свойства эволюционного театрального проекта, проекта, запущенного в эволюцию, в котором становятся зримыми все метаморфозы, которые он переживает в процессе своего создания. Он становится «проектом с бесконечной перспективой», в котором по правилам индуктивной игры его участники как соавторы создают текст пьесы, мифологизируют его, разрабатывают театральное действие как среду, где сплетаются миф, индивидуальные свойства исполнителей, естественное и искусственное.

То есть новая процессуальность — это независимость от времени и обстоятельств, в условиях которой каждый может стать автором проекта.

Миф — это тип индуктивной игры, с помощью которой разрабатывается тема новопроцессуального проекта.

То есть миф — это превращение сюжета пьесы, истории, в модель той художественной реальности, которая будет создаваться в спектакле.

Три круга новой процессуальности:

Первый круг — профессиональный, то, что связано со свойствами театра, процессами, происходящими в нем.

Второй круг — жизнетворческий. Образуется там и тогда, когда художник увлечен жизнетворческой игрой, таким способом существования, когда образ и правило придуманного или придумываемого им мира осуществляются художником среди реальности во времени и пространстве, свободно располагаясь в его реальной жизни, но не сливаясь при этом с нею.

Третий круг — жизнедеятельный. Это то, как организовано дело, потому что организация дела — труд овеществления.

Новая коллективность — собрание общности индивидуальностей, необходимое для развития каждой из них, основанная на принципах взаимного обогащения.

Внутренний продюсерский центр (ВПЦ) — снятие оппозиций между разными ипостасями режиссера, на практике выражающееся в том, что творец обретает независимость, а в ней возможности для самообеспечения своих проектов, то есть становится продюсером у самого себя.

Разомкнутое пространство работы — один из типов педагогической стратегии в Мастерской индивидуальной режиссуры, обращенный к «искусству избежания репрезентативного», на практике выражающийся в организации диалога участников того или иного проекта Мастерской со зрителем. Думать при публике, играть при публике, оставаться живым и незащищенным при публике как на внутренних занятиях Мастерской, но при этом продолжать работу над тем или иным проектом и участвовать в процессе познания совместно со зрителем.

 

Автор заглавного фото: Ксения Самолетова.