Мастерская индивидуальной режиссуры (МИР) — единственная независимая школа режиссуры, организованная в 1988 году, которая непрерывно трансформировалась в современный образовательный проект.
Молодые режиссеры, артисты, художники, вчерашние выпускники творческих ВУЗов объединились, чтобы создавать театральные и художественные проекты. Это стало одним из принципов МИРа.
В МИР режиссура понимается как универсальная профессия.
В МИР изучают искусство анализа текста, работу с актерами и другими участниками творческого процесса, а также искусство порождения и управления созидательной энергией, необходимой для осуществления творческого проекта. С первых дней обучения студенты под руководством профессионалов вовлекаются в театральную индустрию. Вместе со звукорежиссерами, гримерами, художниками они изучают на практике все сферы функционирования театра: работу за звукорежиссерским пультом, взаимодействие со сценографами и бутафорами, создание световой партитуры спектакля, планировки, мизансценирования и т.д. Это уникальная методика, позволяющая не только получить режиссерское образование, но и найти свой дальнейший путь, раскрывая в индивидуальном контакте с мастером Борисом Юханановым свои будущие потенциалы.
Каждый набор Мастерской – это самостоятельный театральный проект, в котором участвуют все студенты. На протяжении всех лет обучения они работают над созданием масштабного спектакля, в котором будут задействованы все их творческие работы.
Мастерская индивидуальной режиссуры основана в 1988 году. Тогда в Ленинграде был проведен первый набор, а в 1989-м году в Москве. В нем приняли участие несколько сотен человек. Только тридцать из них — прошли конкурс и стали частью уникальной образовательной и художественной программы МИР-2.
В МИР режиссура понимается как универсальная профессия до разделения на виды искусств — театр, кино и телевидение. В МИР изучается искусство анализа текста, работа с актерами и другими участниками творческого процесса, а также искусство порождения и управления созидательной энергией, необходимой для осуществления творческого проекта.
Педагогическая концепция МИР направлена на формирование художественного сознания, развитие универсального потенциала личности, благодаря которому человек становится творцом, не ограниченным рамками профессии, жанра или формата.
Центральным в работе каждого набора МИР являлся уникальный художественный проект, в рамках которого создаются театральные спектакли, а также работы на территории кинематографа и современного искусства.