История МИР

1988

Мастерская индивидуальной режиссуры (МИР) — единственная независимая школа режиссуры, организованная в 1988 году, которая непрерывно трансформировалась в современный образовательный проект.

Молодые режиссеры, артисты, художники, вчерашние выпускники творческих ВУЗов объединились, чтобы создавать театральные и художественные проекты. Это стало одним из принципов МИРа.
В МИР режиссура понимается как универсальная профессия.

В МИР изучают искусство анализа текста, работу с актерами и другими участниками творческого процесса, а также искусство порождения и управления созидательной энергией, необходимой для осуществления творческого проекта. С первых дней обучения студенты под руководством профессионалов вовлекаются в театральную индустрию. Вместе со звукорежиссерами, гримерами, художниками они изучают на практике все сферы функционирования театра: работу за звукорежиссерским пультом, взаимодействие со сценографами и бутафорами, создание световой партитуры спектакля, планировки, мизансценирования и т.д. Это уникальная методика, позволяющая не только получить режиссерское образование, но и найти свой дальнейший путь, раскрывая в индивидуальном контакте с мастером Борисом Юханановым свои будущие потенциалы.

Каждый набор Мастерской – это самостоятельный театральный проект, в котором участвуют все студенты. На протяжении всех лет обучения они работают над созданием масштабного спектакля, в котором будут задействованы все их творческие работы.


Мастерская индивидуальной режиссуры основана в 1988 году. Тогда в Ленинграде был проведен первый набор, а в 1989-м году в Москве. В нем приняли участие несколько сотен человек. Только тридцать из них — прошли конкурс и стали частью уникальной образовательной и художественной программы МИР-2.

В МИР режиссура понимается как универсальная профессия до разделения на виды искусств — театр, кино и телевидение. В МИР изучается искусство анализа текста, работа с актерами и другими участниками творческого процесса, а также искусство порождения и управления созидательной энергией, необходимой для осуществления творческого проекта.

Педагогическая концепция МИР направлена на формирование художественного сознания, развитие универсального потенциала личности, благодаря которому человек становится творцом, не ограниченным рамками профессии, жанра или формата.

Центральным в работе каждого набора МИР являлся уникальный художественный проект, в рамках которого создаются театральные спектакли, а также работы на территории кинематографа и современного искусства.

«Октавия». Премьера - 1989 год. Эпизод 6. «Красное и чёрное». Никита Михайловский, Сергей Афанасьев
Фотограф: Андрей Безукладников
1990

Ключевым проектом МИР-2 стал «Сад» (1990 - 2001) — спектакль на основе пьесы «Вишневый Сад» А.Чехова. Выпускниками МИР-2 стала новая генерация ярких режиссеров, художников и продюсеров, среди них Александр Дулерайн, Инна Колосова, Сергей Корягин, Даниил Лебедев, Степан Лукьянов, Андрей Сильвестров, Ольга Столповская, Дмитрий Троицкий, Олег Хайбуллин. В настоящее время эти люди знаковые роли в определении культурной картины города Москвы и России. Разнообразие подходов, стилей и направлений в их работах соответствует важному понятию в названии «Мастерская индивидуальной режиссуры» — индивидуальности художника как исходной точки и одновременно главного прицела развития.

Премьера "Сада" состоялась в дачном поселке в Кратово. В дальнейшем спектакль, переживший 8 регенераций, был показан в Майкл Холл, Форест Роу в Лондоне на фестивале-семинаре Михаила Чехова, в «Саусворк Плейхауз» (Лондон); в театре «Школа драматического искусства» (Москва), в Центре Современного Искусства (Москва), в Государственном Академическом Театре им. Моссовета, в «Черч Хилл Театре» (Эдинбургский фестиваль), на Международном фестивале «КУКART-95» (Санкт-Петербург), в рамках фестиваля «Школа» (Театр драмы и комедии, Киев), в театрально-культурном Центре им. Вс. Мейерхольда в рамках Третьей Международной Театральной Олимпиады (Москва).

Мистерия в Кратово. Сцена на полянке. 3-й акт. Эпизод «Шатёр Шарлотты»
Фотограф: Роман Сердюков. 1990
1995

Третий МИР (МИР-3) на протяжении трех лет (1995 - 1998) создавал спектакль «Здравствуй и прощай, Дон Жуан», основанный на тексте пьесы Мольера «Дон Жуан» и индивидуальных работах участников на тему «Здравствуй и прощай». Спектакль был показан в Центре Современного Искусства (Москва) и в театре «Школа Драматического Искусства», участвовал на фестивале «КукАрт» (Царское Село, Санкт-Петербург).

«Октавия». Премьера - 1989 год. Эпизод 6. «Красное и чёрное». Никита Михайловский, Сергей Афанасьев, Ольга Столповская
Фотограф: Андрей Безукладников
2012

В июне 2011-го года после долгого перерыва Мастерская индивидуальной режиссуры объявила новый — четвертый — набор.

В 2012 году начались занятия в МИР-4. Одной из ключевых задач новой Мастерской стало снятие противоречий между искусством академическим и современным, «мейнстримным» и «артхаусным», коммерческим и независимым.

Осенью 2012 года в Центре дизайна «ArtPlay» МИР-4 в формате открытых показов представил специальную программу «Разомкнутое пространство работы», в рамках которой были показаны режиссёрские наработки участников МИР-4: их сценические опыты и эскизы к короткометражным игровым фильмам (отснятые материалы, сценарии, монтаж) по теме "Плутовской роман". Программа сценических опытов состояла из работ по тексту "Золотого осла" Апулея в переводе Михаила Кузьмина, а также отрывков по произведениям разных писателей.

Премьера спектакля-проекта "Золотой осел" состоялась 3 мая 2016 года на Основной сцене Электротеатра Станиславский. 

Из МИР-4 выпустилось 36 новых режиссеров, которые создали проект «Золотой Осел» в Электротеатре Станиславский и реализовали более 10 дебютов на Малой сцене этого театра («Пятно на стене», реж. Полина Фрактал, «Идиотология», реж. Клим Козинский, «Бунин», реж. Светлана Прохорова, "Фантазии Фарятьева", реж. Евгений Бедняков и др.).

«Золотой осел». Премьера в 2016 году. Татьяна Парамонова
Фотограф: Андрей Безукладников
2015

В 2015 году был набран 5 состав мастерской, из-за большого спроса было принято решение создать две учебные группы. Участники МИР-5 работали с сюжетом об Орфее и Эвридике, "прогоняя" его через разные «программы» — свои собственные голоса. Проект предварял сборник авторских работ выпускников МИР-5 «Опыты неадаптивного театра». 

Премьера новопроцессуального проекта "Орфические игры. Панк-макраме" состоялась в 2018 году на сцене Электротеатра Станиславский.

"Орфические игры. Панк-макраме" — проект-номинант Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» — 2019 («Эксперимент»). Лауреат премии газеты «Московский комсомолец» за 2018 год.

Спектакль «Орфические игры. Панк-макраме».
Фотограф: Андрей Безукладников. 2018
2019

В конце 2019 года начал свою творческую работу МИР-6, результатом которой стал новопроцессуальный проект "МИР РИМ", основанный на «римском цикле» трагедий Шекспира, ставших фундаментом для самостоятельных сочинений молодых режиссеров. Театральные и перформативные поиски участников МИР-6 были связаны с потребностью осознать время, в котором сейчас существует космическое тело земли. Поэтому проект раскрывался сразу в пространствах прошлого, настоящего и будущего и прикасается к пластам истории философии и истории театра.

Премьера новопроцессуального спектакля "МИР РИМ" состоялась в 2022 году на сцене Электротеатра Станиславский.

Спектакль «МИР РИМ». Премьера - 2022 год.
Фотограф: Андрей Безукладников.
2023

В 2023 году начал свой творческий Путь МИР-7. Сегодня участники в рамках своего обучения работают над созданием проекта "Кафка в Афинах", который основывается на соединении романов Франца Кафки "Замок" и "Процесс" с трагедиями афинских драматургов Эсхила, Еврипида и Софокла.

И по-прежнему миссия Мастерской индивидуальной режиссуры - создание новых МИРов, где открываются новые мастера, способные эффективно работать в современной кино- и театральной индустрии.

Подробнее о МИР здесь. http://borisyukhananov.ru/worlds/?id=1

"МИР РИМ". Премьера 2022 год.
Фотограф: Андрей Безукладников

Войдите в МИР

Адрес электронной почты
Мы используем cookies для улучшения работы сайта, анализа трафика и персонализации. Используя сайт или кликая на кнопку «Соглашаюсь», вы соглашаетесь с нашей политикой использования персональных данных и cookies в соответствии с Политикой о персональных данных. Вы можете прочитать нашу политику здесь.
Соглашаюсь