Важно не имя, а стратегия
Куда Борис Юхананов поведет театр имени Станиславского
Решений обоих кадровых вопросов — и в драматическом «Стасике», и в Центре драматургии — театральная общественность, безусловно, ждала. Тактика поведения московского департамента культуры при Сергее Капкове и его помощнице по театру Евгении Шерменевой стала резонансной и относительно прозрачной, если иметь в виду стиль предшественников. Именно поэтому объявленный конкурс стал объектом внимания. К тому же присланные проекты без указания авторства (список соискателей был опубликован отдельно) рассылались для оценки ведущим театральным критикам Москвы. Опросив экспертную группу и оперевшись, очевидно, на свое видение городской культурной политики, чиновники приняли решение, в равной степени парадоксальное и логичное. Отвечать за него теперь нужно будет не только ведомству — зона ответственности расширена до профессионального сообщества, как правило, критикующего волевые решения, спускаемые сверху. Демонстрирует оно и новую парадигму: не имя должно делать театр, а стратегия. Предложена она кем-то «великим» или командой никому неизвестных молодых юнцов — не имеет значения. Важно не кто делает, а что делается — вот что будет трендом ближайших лет.
С театром Станиславского есть определенность как минимум в том, что авторская программа Бориса Юхананова принята более или менее окончательно. Единственный существенный вопрос, который никак не отражен в этой заявке, заключается в нынешнем состоянии труппы, климате внутри и имидже снаружи театра, а также в необходимости все это менять.
У театра, открытого в 1935 году как оперно-драматическая студия Станиславского, по большому счету, странная судьба. Здесь были временные подъемы, как при Михаиле Яншине в 1950-х, Борисе Львове-Анохине в 1960-х, Андрее Попове в 1970-х, Владимире Мирзоеве — уже в 1990-х. Здесь работали актеры «звездного» масштаба вроде Евгения Урбанского, Евгения Леонова и Георгия Буркова. Анатолий Васильев, которого сюда привел учитель Попов, в конце 1970-х выпустил в «Стасике» два своих знаменитых спектакля — «Первый вариант „Вассы Железновой“» и «Взрослую дочь молодого человека». Но молодого тогда Васильева и его товарищей по курсу Попова — Марии Кнебель в ГИТИСе — Иосифа Райхельгауза и Бориса Морозова — выжили из театра, да так, что один из них до сих пор не переступает его порога.
У театра есть удачи и в недавнем прошлом: здесь дебютировал художник и режиссер Дмитрий Крымов, залетной птицей бывал и до сих пор иногда появляется музыкант Петр Мамонов, ярко выступала команда Владимира Мирзоева с актером Максимом Сухановым. В труппе еще совсем недавно числились, ничего почти не играя, московские актрисы из лучших — Елена Морозова, Ирина Гринева и Ольга Лапшина. При Александре Галибине (контракт с которым летом 2011-го разорвало предыдущее руководство департамента культуры) на сцене «Стасика» сделали свой первый большой спектакль — «Не верю» Михаила Дурненкова по мотивам книги Станиславского «Моя жизнь в искусстве» — ньюсмейкеры сегодняшнего российского театра Марат Гацалов и Ксения Перетрухина. Все истории стремятся к продолжению, и в том, что сюда придет ученик Анатолия Васильева, в программе которого тоже есть спектакль «во славу» Станиславского, есть логика — как минимум сюжетная.
Второй «кит» победившей заявки — предложение сделать из «Стасика» «высокохудожественное развлечение в центре города». По видению авторов, это не «Мужской род», а ночные показы, спектакли пограничных жанров и перформансы, для чего в список желаемых guest stars внесены современные композиторы Борис Филановский, Сергей Невский и Александр Маноцков, а также швейцарец Хайнер Геббельс, чью радикально новаторскую «Вещь Штифтера» привозила «Золотая маска» в этом году. Список растяжимый, как и предложения по западноевропейской режиссуре, где есть все сегодняшние гении от поляка Гжегожа Яжины до американки Кэти Митчелл, но дело не в конкретных именах, а в самой позиции. Современный театр может быть энтертейнментом: ежегодный успех Робера Лепажа или Мэттью Боурна на Чеховском фестивале — тому хороший пример. При грамотном продвижении имени или события можно построить статусный центр «высокохудожественного развлечения».
Понятно, почему выиграла именно эта, сложенная из тривиального, в общем, набора имен деятелей современного искусства и инструментария программа — она стратегична и парадоксальным образом практична. Именно перекресток жанров приведет в «Стасик» нетеатральную публику, тем более что Юхананов знает, как ее завоевывать: вместе со своим учеником по Мастерской индивидуальной режиссуры Александром Дулерайном они сделали успешным телеканал ТНТ. При этом Юхананов — режиссер, склонный к радикальным театральным практикам (его последняя премьера «Стойкий принцип» идет восемь часов, он впервые в российской театральной практике работал с людьми с синдромом Дауна, в его «лабораТОРии» изучают тексты Торы) и владеющий искусством словотворчества не хуже древнегреческого софиста (как и Клим, и художник Юрий Хариков, чье имя тоже фигурирует в заявке). Он действительно отличная кандидатура для драмтеатра Станиславского, но строительство идеального «государства» точно потребует жертв.