"Лучшие в мире сериалы"

Интервью с Александром Дулерайном ("ТНТ")

 

Марина Андрейкина:

15 лет я преподаю на продюсерском факультете ГИТИСа, параллельно 4 года была деканом режиссерского факультета. Все это время меня волновал вопрос, почему после окончания театрального института, молодые режиссеры нередко уходят в сторону от театра - часто к телевидению, продолжая при этом мечтать «о большой и чистой любви» - о театральных постановках.

В этом году Борис Юхананов, еще в конце 80-х (с первого набора своей Мастерской Индивидуальной Режиссуры) заговоривший о необходимости готовить одновременно режиссера и театра, и кино, и телевидения, после долгого перерыва решил набрать свою четвертую Мастерскую, чтобы в соответствии с возросшими запросами начать готовить таких универсальных специалистов.

Принимая его предложение участвовать в проекте, я не сомневалась ни минуты. Но мне было важно понять, какой режиссер сегодня более востребован или какого режиссера сейчас не хватает в индустрии? Что предлагает и что ожидает получить от режиссера современное телевидение, массово поглощающее таланты? Возможна ли там творческая реализация? Насколько серьезной может быть, например, работа режиссером сериала, и почему на западе телевидением занимаются известные режиссеры кино (вроде Мартина Скорсезе), совершенно этого не стесняясь. Все это я обсудила с Александром Дулерайном, генеральным продюсером телеканала ТНТ – канала яркого и горячо обсуждаемого, делающего ставку на производство собственных сериалов и не раз заявлявшего о нехватке кадров в этой области.

Ответив на несколько моих вопросов, Александр Дулерайн готов ответить и на ваши на страницах проекта Сноб - http://www.snob.ru/profile/15137/blog/42255?rp=fb

 

Марина Андрейкина: По своему опыту, могу сказать, что подавляющее большинство выпускников ГИТИСа деньги зарабатывает на телевидении. Как правило, не на должностях, которые позволяют им реализоваться творчески, а на более узких, функциональных, к примеру, режиссера по актерам. Но относятся они к работе на телевидении исключительно как к подработке. С вашей точки зрения, дает ли телевидение возможность творчества? И требует ли работа на телевидении какого-то особого образования?

Александр Дулерайн: Не знаю, как телевидение, а сериалы сильно изменились за последние годы. Они превратились в новый вид кайфа для масс. От широких до элитарных масс. Не особо востребованная в коммерческом кино сложно устроенная драма, умная комедия  массово «ушли» на телевидение. И, оказалось, что сериалы могут быть интересными, а иногда даже со смыслом.

 

О каких сериалах можно здесь говорить?

Для меня одним из первых таких сериалов «нового уровня»  в жанре ситком был Seinfeld/”Сайнфелд” (1990) сделанный замечательными комиками Джерри Сайнфелдом и Ларри Дэвидом. Потом появился другой ситком, который назывался Friends/”Друзья”(1994). Как мне говорила одна знакомая американка, этот ситком начал возвращать умных людей к телевизору. Конечно, телевидение оставалось «вторым сортом» по отношению к кино. А дальше, в какой-то момент, который я лично не могу точно определить…

 

С Twin Peaks / “Твин Пикс” ?

Ну да, Твин Пикс это тоже 1990 год, но, мне кажется, Твин Пикс, как и Королевство Триера это скорее, «отдельно стоящие» гениальные сериалы. Насколько я понимаю, системно все стало меняться, когда появился “Клан Сопрано”, “Отчаянные домохозяйки”, “Секс в большом городе”, Lost. Все увидели, что в сериале может быть круто сделанная драматургия, может быть мощно рассказанная история. И все – ящик Пандоры открылся. Знаменитые режиссеры, знаменитые актеры идут работать на сериалы. 

 

Саша, извините, не могу удержаться от вопроса. Как сочетаются ваши проявления как кинорежиссера, которые очевидно относятся к элитарному киноискусству – фильмы «Дачники», «Желание посмотреть фильм Райнера Вернера Фассбиндера», за которые вы получали награды в Гамбурге, Нью-Йорке - и нынешнее ваше занятие и увлеченность развлекательным телевидением? Нет никакого внутреннего конфликта?

У меня нет внутреннего конфликта по этому поводу, потому что я делаю то, что мне хотелось бы  самому смотреть как зрителю. Другое дело, что не всегда получается то, чего хочется. А благими намерениями известно куда выложена дорога. Но я честно стараюсь. 

 

А есть ли на телевидении место для авторского искусства?

Само это противопоставление довольно искусственное. Бывает авторское кино, которое смотрят миллионы, и оно оказывается коммерческим, а бывает коммерческое, которое никто не смотрит, но оно от этого не становится авторским.

На телевидении, по определению, есть место для сериалов которые нравятся миллионам. Но это не значит, что они должны быть мрачным, тупым, плохо сделанным зрелищем.

 На ТНТ - очень конкретно - огромный запрос на хорошие сериалы –с умными сценариями, замечательной съемкой, талантливыми режиссерами.  И есть режиссеры, которые работают очень круто, на мой взгляд, для телевидения. Абсолютно состоявшиеся имена в кино, но они блестяще справляются и с современным телевидением.

 

Они не только не гнушаются, им интересно этим заниматься?

Да, конечно. Почему они это делают? Потому что им сценарии нравятся. Потому что они понимают, что у них есть возможность снять эти сценарии так, как они того заслуживают.

 

А какие критерии успешности сериала?

Любой сериал рассказывает историю. Есть люди, которые талантливо рассказывают историю. Ты слушаешь, раскрыв рот, тебе интересно. Ты смеешься, если это смешная история. Ты переживаешь, если это «переживательная» история. То же самое и в сериалах – это всегда истории, и ты должен уметь их рассказывать.

 

А рейтинг считается показателем того, что сериал хороший?

Бывают плохие сериалы, которые по загадочным для меня причинам показывают большие рейтинги. Когда я говорю «плохие», конечно же, я говорю исключительно субъективно. А бывают хорошие, на мой, естественно, вкус, которые рейтингов не дают.

 

Возвращаясь к кадровому вопросу…

Мы на ТНТ хотим делать сериалы на уровне лучших мировых – по качеству проработки, смысла и т.д. Мы в самом начале этого пути. Мы потратили несколько кризисных лет на то, чтобы долго разрабатывать сценарии, опять же с лучшими (на наш взгляд) сценаристами, которых тоже очень мало. Но когда мы получили эти сценарии, обнаружили парадоксальную вещь – нам не хватает режиссеров, способных такие сценарии снимать. Те, кто может, не хотят – а зачем? Кроме всей романтики, надо же понимать, что по количеству съемочных дней это гораздо больше, чем любой российский фильм. А денег примерно столько же. А труд огромный.

 

Значит, талантливые люди, которые могут это сделать, все-таки есть, только они не хотят?

И их единицы! Есть несколько супермастеров, которым нам нечего предложить, условно говоря. Для них это, еще раз, чертова уйма каторжной работы, а денег относительно немного. Есть отдельная категория молодых «авторских» режиссеров. Некоторые из них искренне не хотят заниматься сериалами. Некоторые боятся по разным причинам. 

Проблема заключается в том, что сериал сделать труднее, чем кино. Ну, во первых, просто его больше. Объем больше. Еще  сериал делать «страшнее», чем кино. Потому что авторское кино сильно тебя защищает. Какой бы у тебя ни был авторский фильм, он же авторский! Его судить по законам не-автора нельзя. А сериал, как правило, это жанровая история, там есть как бы более объективные критерии. Допустим, я молодой, успешный, артхаусный режиссер. Я сделал свой первый фильм, который получил внимание критиков. Меня все называют новой надеждой российского кино или одним из самых перспективных молодых режиссеров, а тут мне надо снять сериал. Но я никогда не имел дело с такой огромной машинерией, с такими бюджетами. И ответственность  очень большая. А вдруг у меня не получится? И тогда я перестану быть надеждой российского кино?

И объективно это очень сложно, просто по объемам сложно. Еще ТНТ имеет форматные ограничения – с какими-то режиссерами мы не встречаемся, потому что им просто не интересны современные истории про молодых людей. А кому-то искренне не нравится то, что мы предлагаем и то, что мы делаем. Люди же очень разные.

Много дебютантов. Но запускать дебютантов на большие сериалы страшно. Есть огромное количество режиссеров, которые просто не могут.

Другая проблема – режиссеры часто не в контексте. Почему человек идет во ВГИК? Он всю жизнь, с детства видел фильмы. Он окружен фильмами – хорошими, любимыми. Он думает, я тоже хочу фильмы снимать. Как Тарковский или как Рязанов, или как Данелия, или как Спилберг, или как Боб Фосс, или как Михалков. Человек, который поступает во ВГИК, в свои 20 с лишним лет уже видел 1000 фильмов. Он видел и хорошие фильмы, и плохие. Но он не видел сериалов! Вообще! Поэтому, когда ему предлагают сделать сериал, у него представление о сериале, как о каком-то полном говне, которое легко и просто делать и которое хавает народ. 

А дальше оказывается, что у нас есть одно место, где учат режиссеров кино, – ВГИК, где их, похоже, по прежнему учат, что кино – это хорошее, высокое искусство, а телевидение – плохое и не высокое. Иногда, общаясь с недавними выпускниками ВГИКа, которые сняли маленькую короткометражку, мы видим, что  для них сериал – это как идти устраиваться в публичный дом. То есть, они готовы, но за большие деньги. И без энтузиазма. И еще у них часто есть ощущение, что это все элементарно просто, это же телевидение!

 

А как вы начали заниматься сериалами?

После того, как подсел на ситкомы. Я смотрел их в огромных количествах. И потом мне захотелось их делать. Еще важно смотреть без дубляжа. Почти все ситкомы умирают в дубляже. Некоторые в принципе не работают в переводе.  Например, смотреть Lost / “Остаться в живых” можно и в переводе – там сильный сюжет. Но в ситкоме, когда дублируются голоса, а по пути теряется еще и значительная часть шуток – половина из-за поспешного перевода, а половина из-за ментальной разницы, это катастрофа. Иногда советуешь товарищу что-нибудь посмотреть, а он потом на меня смотрит, как на идиота –попробовал, а это гадость полная. 

Но возвращаясь к режиссерам. Большинство «киностудентов» и молодых режиссеров не знают сериалов. Редко кто достаточно владеет английским и способен их смотреть в оригинале. И у них огромное предубеждение и подозрение к этому жанру. А еще режиссеров очень мало. ВГИК, ВРК выпускают по  10 – 15 человек в год. 

В итоге, найти режиссера огромная проблема.  Да, нам очень не хватает сценаристов тоже. Но режиссеров нам не хватает еще больше– людей, которые бы понимали, что сериал может быть прекрасным, и которые бы хотели создавать лучшие в мире сериалы, как ни пафосно это звучит.  Любой кинорежиссер хочет делать лучшие в мире фильмы. А мы хотим делать лучшие в мире сериалы. И это трудно делать с режиссерами, которые считают это подработкой.

 

То есть это должны быть люди, для которых снималась бы оппозиция между творческой реализацией и необходимостью существовать в жестких рамках технологического процесса?

Ну да.  И еще пресловутая оппозиция авторского и коммерческого. Когда я в 1989 году поступил в  Мастерскую  Индивидуальной Режиссуры  Бориса Юхананова, на одной из первых встреч он сказал то, с чем я внутренне согласен до сих пор, что эта оппозиция ложная, она иллюзорна. Что и то, и другое может быть прекрасным, а может быть и ужасным. Борис Юхананов, в этом году проводит новый набор  в Мастерскую Индивидуальной Режиссуры. Впервые после долгого времени. И ТНТ поддерживает Мастерскую и хочет участвовать в ее деятельности. Мы надеемся, что через несколько лет получим какое-то количество молодых режиссеров, которые будут хотеть снимать хорошие сериалы.

Мы были бы рады так же сотрудничать и со ВГИКом и с ВРК.

Все, что я говорю про режиссеров, относится и к продюсерам. Это должны быть люди, которые хотят делать сериалы, не уступая никому.  Когда говорят, что оборудование во ВГИКе или где-то еще устарело, я не думаю, что это важно. Проблема в головах. Проблема заключается в том, что те цели, которые были актуальны, условно говоря, в 70-м году, сегодня перестают быть актуальными. Сегодня кино по ряду причин и именно в России не оказывается властителем дум. По причине отсутствия дум.

 

А какие думы на телевидении? Какие цели и задачи оно решает сегодня?

Понятия не имею. Хочется делать сериалы, которые мне бы хотелось смотреть. И, конечно, хочется, чтобы их с удовольствием смотрели десятки миллионов людей. Другое дело, что нет такой науки, которая позволила бы знать, что они будут смотреть. Есть еще одно большое заблуждение про телевидение, что здесь надо делать то, что хотят от тебя люди. Правда заключается в том, что никто не знает, чего люди от  тебя хотят. Невероятное количество телевизионного шлака сделано из логики «пипл хавает», «людям это и надо», «я сам это не смотрю, а людям понравится». Я много лет занимался маркетингом, я много о нем знаю, но могу сказать, что нет такой системы, которая позволила бы вам точно  знать, чего хотят люди. Хотят ли люди смотреть захватывающую историю, с гениальными актерами, с неожиданными поворотами? Конечно же, хотят! Это даст высокие рейтинги. Но все понимают каждое слово в этом предложении по-разному. Поэтому я знаю один путь: чтобы делать то, что понравится миллионам людей, надо делать то, что тебе самому нравится.

 

То есть, если готовить людей для того, чтобы они делали интересные сериалы, нужно, с одной стороны, обучить их технологии, а с другой, возбудить их креативность на этой территории, дать им почувствовать, что они могут интересно реализоваться на телевидении?

Да, абсолютно так. Они должны понимать, что мы им не предлагаем делать какую-то дрянь. 

Да. Главное – энтузиазм и желание. А желание это и есть талант. Еще раз. Чтобы делать сериалы, нужно видеть много сериалов. Невозможно делать то, чего ты не видел. Если ты видел только какую-то дрянь в формате сериала и тебе скажут: «Сними сериал!», ты будешь в панике и отчаянии, потому что вообще не будешь понимать что с этим делать. Повторю. Любой кинорежиссер видел сотни и сотни фильмов. Он определяет себя через те сотни и сотни фильмов, которые он видел.

Та же самая история с сериалами. Их диапазон огромен.

 

А как, с вашей точки зрения, соотносятся и соотносятся ли режиссеры кино, телевидения и театра? 

Это просто три разных способа рассказывать историю. Я меньше понимаю про театральных режиссеров, но про кино и телевидение, мне кажется, это так.

 

Но ведь Юхананов собирается готовить режиссеров театра, кино и телевидения одновременно. Причем еще и с элементами продюсирования. Насколько телевизионному режиссеру необходимы навыки театральной режиссуры?

Абсолютно необходимы. Умение работать с актером – одно из главных умений  режиссера.

Вообще, очень важна личность педагога. Режиссура, как и некоторые другие профессии, передается, по сути, из рук в руки. Я учился у Юхананова, я знаю, что он гениальный педагог. Я уверен, что если Мастерская Индивидуальной Режиссуры будет работать, то через несколько лет хороших режиссеров будет больше. 

 

Ну и в завершение -  что это за прекрасные сериалы о которых вы говорите? Посоветуйте.

Кроме уже упомянутых в разговоре мой личный список примерно такой (в случайном порядке):

Rome, Spartacus, Breaking Bad, Misfits, Skins, Office(UK), Extras, Boardwalk Empire, Curb Your Enthusiasm,  Episodes, Lost Room, The Increasingly Poor Decisions of Todd Margaret, Eastbound & Down, Shameless, Studio 60 On Sunset Streep, Comeback, Louis CK, Weeds, Entourage, Bored to Death, Luther, Inbetweeners, 24, Californication, Game of Trones...

 

Snob