Арт-хаос. Борис Юхананов

Я позволю себе отозваться на кажущийся актуальным запрос в форме эссе - реплики.

Мне показалось забавным заглянуть в Интернет и посмотреть, как живет арт-хаус (арт-хаос) в Интернетовских тенетах, вот некоторые выписки из того, что мне встретилось в этом путешествии. Фраза из сайта знакомств: «Люблю хорошую компанию, путешествовать, новые впечатления, красное вино и арт-хауз», еще одна фраза «а если сделать специальные вечера для просмотра порнухи в стиле арт-хаус, представляете тогда, с какой скоростью начнут размножаться киноманы», а вот из кинофорума «для артхауза каноны - это смерть. Понимаете, в чем прелесть - ты думаешь о том, что тебя окружает - это твоя реальность. В артхаузных фильмах мы видим то же самое, только глазами другого человека - за счет этого все в мире приобретает интерес, даже самая простая вещь».

А вот еще выписки из других сайтов и форумов: «…Не знаю как насчет уж совсем мало известного кино, но артхаус тут у людей имеется. Так вот, очень хоттца поиметь себе какого-либо артхауза, предпочтительнее в цифре». Или вот еще: «Двадцать процентов абонентов «НТВ-Плюс» воспринимают кино не только, как развлечение, но и как вид искусства, и ради них артхаус крутят на канале «Киноклуб».

«…Если мода на радикальный артхаус, от которого в глазах темнеет от скуки, ушла, значит надо придумать что-то принципиально иное»

«…для блокбастера не тот сюжет и темп развития событий, для артхауза слишком плоско, схематично и мелодраматично…»

«…Третьим поострее: так называемый артхаус из маргинальных стран от малоизвестных режиссеров подойдет в самый раз.»

или вот о псах воинах: «…захватывающий фильм об оборотнях в лучших традициях «Воя» и «Американского оборотня в Лондоне» с элементами черной комедии и артхауза»

«Детский театр - артхаус»

«Элитарная линия - артхаус»

«…люди могут смотреть блокбастеры в мультиплексах, последний иранский фильм в артхаусах, любители игрового кино открывают свои магазины»

«…говорю по существу: если вы не видели этот фильм - вы не видели артхаус,

вы не видели настоящего мистического саспенса.»

«…я тоже артхаусом балуюсь…»

«…во-втором - для патриотически настроенных граждан, В-третьем, для тонких

ценителей настоящего арт-хауса, кино о вечном для истинных интеллектуалов».

Прервемся, образуем несколько предварительных тезисов. Если предположить, что Интернет является местом, где себя свободно проявляет «говор реципиентного», то мы можем отметить, что в бессознательном воспринимающего, арт-хаос занимает место протеистического , возможно он занимает всегда «незанятое место». Наблюдая за тем как арт-хаос корчится в Интернете мы можем констатировать, что протеистическое сегодня, сигнализируя о временном насыщении, является идеальным местом для оформления фобий и утоления аффектов. Возможно, это свойство времени, которое порождает такие ряды протеистических мест. Времени, в котором созрела необходимость выскользнуть из-под определенности дискурса, времени, в котором оформляют себя стремления: к преодолению иерархий, к манипуляции манипуляторами, перераспределении власти,

антиглобализм и т.п.

Надо отметить, что разработка «зоны неопределенности» и таких стратегий как: «ускользание», «колобковость» началась еще в период новых волн, продолжилось концептуализмом и пост концептуализмом и завершается в протеистичности арт-хаоса.

Конечно, арт-хаос не является стилем, впрочем, стиль как таковой, наверное, уже невозможен, даже стиль модерн возник как профанация символического. Арт-хаос возникает как «переменная». Можно сказать и так: в регистре «переменного» он в одном из своих векторов сигнализирует о профанации авторского. Протеистическое - место идеальное для мифологизации, своей «незанятостью» крайне удобное всем. Одной из функций такого места может являться поглощение существующего, например, размывание границ, критериев (ср. война критериев). Возможно, в будущем, «незанятому» предстоит замена на «дикое» с обретением новой функции, вместо «чистилища» - «одичание». Итак, перечислим, замеченные нами в Интернете личины Протея:

- жанр канон
- авторское кино, то есть отсутствие жанра вне канона
- кинотеатр
- театр
-маргинальное
- элитное
- не коммерческое
- коммерческий бренд
- стиль
- предельно условное
- натуралистическое
- аттракционное
- вялое бесстильное
- эстетика
- персонаж
и т.д. и т.п.

Приведем еще несколько цитат: « … грязного Гарри, Тобин, не доверяет жанровым экспериментам соотечественников, не любит Гая Риччи и самодовольной мине артхауза предпочитает крепкий экшен.»

«… Скорее всего, здесь мы и сконцентрируемся на показе кино в стиле артхауза»

«… Единственное, что ему можно вменить в вину, - это производство добротного коммерческого продукта, а не дрянного, но рвущего кишки, артхаусного товара»

«…до начала 80-х авторское кино еще не выродилось в пустоватый артхаус, а честно пыталось выражать что-то большее, чем желание режиссера…»

«… «Седьмая печать» - получила специальную премию на Каннском фестивале в 1957 году и имела огромный успех в американских кинотеатрах «артхауза»

Здесь арт-хаос - кинотеатр, а вот он, например, эстетика:

«…и экзотична - от блокбастеров, типа, «Прирожденных убийц» и «Ганнибала» до «Семья Менсона» и «Ночной Снайпер» больше тяготеющих к эстетике «артхауза»

А вот здесь уже персонаж:

«…Так сказать, приключение артхауза в стране нервных мужчин и холодных женщин»

А вот здесь, особая оптика:

«…Взгляд на спасение жизни на нашей бедной планете сквозь призму артхауза и через дебри инсталляции и перформенса можно бросить в выставочным зале « на …»»

А вот здесь, то ли банда, то ли молодежное движение:

«… Тереза Рассел нечто вроде секс-символа для ребят из артхауза»

А вот чуть ли не наркотик:

«… все пора завязывать с этническим артхаусом»

А вот арт-хаос, как чистилище о Ренате Литвиновой:

«Ты была артисткой артхауза, а будешь артисткой народной»

Или вот, совсем на тему:

«…артхаус плакал от восторга, а вот теперь он умер»

Попробуем остановиться.

В чем парадокс кажущегося перепроизводства арт-хаоса - в непроявленности определяющих критериев, всеядности или иначе полиориентированности, то самое «не занятое место»… воспроизводство «пустого места», смещения как такового. Здесь дозревает индивидуальное, при этом не обязательно авторское и может быть никогда не уникальное.

Именно поэтому арт-хаос не относится к регистру экспериментального, где индивидуальное, авторское преодолевают, изживают себя в работе с языком или в языковой игре до исследования или репрезентации языка как такового.

«Арт-хаосное» преодолевает систему звезд (актерских), с одной стороны, и языковой эксперимент с другой именно по тому, что стремится тотализировать режиссерскую индивидуальность - акцентировать ее в сторону известного определения эллинистической системы координат: «Один разумно движет, оставаясь неподвижным, остальные разумно движутся, оставаясь неразумными».

В каком-то смысле участь экспериментального кино оказалась связана с известным определением философии данным Витгенштейном: «Философия - это борьба против «Зачаровывания» нашего интеллекта средствами нашего языка».

Быть может одна из главных функций «арт-хаосного» имитировать эту борьбу, а еще вернее создавать защищенные условия для выработки новых средств «зачаровывания» именно в этом смысле «арт-хаосное» остается необходимым придатком т.н. майнстримному. Молодящийся кинематограф временами испытывает необходимость в обновлении новых средств «зачаровывания - очаровывания», тогда и возникает необходимость в арт-хаосе. Быть может арт-хаосное это то, что всегда будет приходить в кино, когда надо будет выяснить новый интерес при помощи «старых средств».

Вот и все. И напоследок, фразочка из Интернета: «Артхаус иногда завозят».

 

библиография